Аспирантам

  1. Код и наименование направления подготовки 20.06.01 Техносферная безопасность;
  2. Уровень образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь;
  3. Нормативный срок обучения – 4 года;
  4. Направленность образовательной программы, характеризующая ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности и требования к результатам ее освоения

Профессиональная деятельность выпускников по программе аспирантуры имеет следующие характеристики:

  1. область профессиональной деятельности выпускников:

— обеспечение безопасности человека в современном мире,

-формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы,

— минимизация техногенного воздействия на природную среду,

— сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

  1. объекты профессиональной деятельности выпускников:

— человек и опасности, связанные с его деятельностью;

— опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;

— опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;

— опасные технологические процессы и производства;

— методы и средства оценки опасностей, риска;

— методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;

— методы, средства и силы спасения человека.

  1. виды профессиональной деятельности выпускников:

научно-исследовательская деятельность в сфере:

— экологической и промышленной безопасности,

— безопасности труда,

— защиты человека и природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций;

— анализа, оценки и прогнозирования техногенных и природных рисков;

преподавательская деятельность в высших учебных заведениях в области:

       — подготовки кадров в сфере обеспечения экологической, промышленной безопасности, безопасности труда, защиты в чрезвычайных ситуациях, в частности подготовки по направлению «Техносферная безопасность» (20.03.01, 20.04.01).

Объем программы аспирантуры составляет 240 зачетных единиц. Программа включает в себя четыре блока: образовательные дисциплины (30 з.е.), практика (6 з.е.), научно-исследовательская работа (195 з.е.), государственная итоговая аттестация (9 з.е.). В результате освоения программы аспирантурыу обучающегося должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, приведенные в п. 8.

  1. Базовая и вариативная части образовательной программы. Перечень обязательных дисциплин, дисциплин по выбору и факультативных дисциплин в составе образовательной программы.

Базовая часть образовательной программы включает в себя следующие обязательные дисциплины: История и философия науки, Иностранный язык.

Вариативная часть: Педагогика высшей школы, Методики профессионально-ориентированного обучения, Техносферная безопасность,

Дисциплины по выбору: Современные материалы для сенсоров автоматических систем техносферной безопасности, Материалы пониженной горючести, Современные технологии создания автоматизированных систем техносферной безопасности, Информационные технологии в сфере обеспечения техносферной безопасности, Математические методы и модели, применяемые в техносферной безопасности, Основы конструирования и проектирования систем обеспечения техносферной безопасности. Безопасность технических устройств опасных производственных объектов, Основы безопасности труда, Управление отходами производства, утилизация и хранение промышленных отходов, Методы и средства оценки опасностей, риска.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Кафедра химии и экологии располагает уникальным высокотехнологическим оборудованием и лабораторной базой, для проведения научных исследований при подготовки аспирантов по направлению 20.06.01«Техносферная безопасность», на базе кафедры функционирует научно-образовательный центр «Микросистемная техника и мультисенсорные мониторинговые системы», а также центр коллективного пользования «Микросистемная техника и интегральная сенсорика». Сотрудники кафедры имеют доступ к учебно-методической базе Академии ГПС МЧС.

  1. Результаты освоения программы (универсальные и профессиональные компетенции);

У обучающегося должны быть сформированы следующие универсальные компетенции:

— способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

— способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;

— готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач;

— готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке;

— способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия.

У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:

— владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере и по проблемам обеспечения экологической и промышленной безопасности, мониторинга и контроля среды обитания человека;

— владение культурой научного исследования человекоразмерных систем на основе использования принципов синергетики и трансдисциполинарных технологий, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем;

— способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской в сфере обеспечения безопасности с учетом правил соблюдения авторских прав;

— готовность организовать работу исследовательского коллектива в сфере обеспечения экологической и промышленной безопасности, безопасности труда, защиты в чрезвычайных ситуаций, по проблемам прогнозирования рисков и новых технологий мониторинга техногенных опасностей;

— способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования;

— способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;

— способность разрабатывать комплексное учебно-методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей).

У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

— владение современным состоянием научных исследований в мире по проблемам защиты окружающей среды, пожарной и промышленной безопасности;

— владение средствами компьютерной графики, компьютерного моделирования, включая 3-D и имитационное моделирование для решения задач в области защиты окружающей среды, пожарной и промышленной безопасности;

— владение научно-предметной областью знаний в области защиты окружающей среды, пожарной и промышленной безопасности;

— способен свободно ориентироваться в области преподаваемых предметов и соответствующих научных исследований по техносферной безопасности;

— способен вести образовательный процесс по минимум 2 дисциплинам (модулям) в области техносферной безопасности.

  1. Возможные сферы деятельности выпускников

Выпускники аспирантуры трудоустраиваются в природоохранных организациях всех уровней, на промышленных предприятиях различных форм собственности, в научных и образовательных учреждениях, службах МЧС.

и, изучающая причины возникновения, закономерности проявления и развития, методы и средства превентивного и текущего управления природными и техногенными явлениями разрушительного характера, сопровождающимися значительным ущербом.
Основные направления научных исследований:
— разработка высокочувствительных сенсоров (газов, температуры, магнитных полей, ускорений) в том числе с «эффектом памяти», изготовленных на основе запатентованной технологии синтеза нанокомпозитных материалов с уникальными свойствами на основе оксидных полупроводников и электропроводящих органических полимеров.
— разработка и внедрение системы экологического мониторинга городов, природных и техногенных сред (организационная и программно-аппаратная реализация, блок расчета рисков для населения от воздействия на окружающую среду).
Кафедра Химии и экологии ЮФУ располагает уникальным высокотехнологическим оборудованием и лабораторной базой, для проведения научных исследований при подготовки аспирантов по направлению 20.06.01 «Техносферная безопасность».
Профессорско-преподавательский состав кафедры по характеру образования, квалификации, опыту и уровню методической подготовки и педагогического мастерства соответствует содержанию, целям, задачам и специфике подготовки специалистов в области защиты окружающей среды. За последние 5 лет под руководством профессоров кафедры было защищено 2 докторских и 7 кандидатских диссертаций.
Окончившие аспирантуру трудоустраиваются в природоохранных организациях всех уровней, на промышленных предприятиях различных форм собственности, в научных организациях.